Теория Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта

«Вероятно, что человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически»
Л. С. Выготский

Дефект (от лат. defectus — недостаток) — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Понятие «структуры дефекта» ввел Л.С. Выготский, утверждая, что любой дефект имеет сложную структуру. Существует первичный дефект, обусловленный биологическими факторами, и вторичные отклонения, возникающие под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Биологические и психологические проявления существуют в сложном взаимодействии, взаимно влияя друг на друга.

Теория Выготского
По мнению Л. С. Выготского, в аномальном развитии различаются две группы нарушений:

  • первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (детский церебральный паралич (ДЦП), врожденные расщелины нёба, различные поражения коры головного мозга и т. д.);
  • вторичные — нарушения, которые возникают опосредованно в процессе аномального социального развития.

Например, если первичный дефект — глухота возникает до начала овладения речью, как следствие возникает немота – вторичный дефект развития глухого ребенка. Либо умственная отсталость, возникшая в результате органического поражения головного мозга, приводит к вторичным нарушениям высших познавательных процессов.

Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов — сложный дефект отличается качественным своеобразием.

Теория Выготского В качестве синонимов термина «сложный дефект» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложное нарушение», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время — «сложная структура нарушения».

Уже в 20-е гг. Л. С. Выготский выдвинул и обосновал необходимость социальной компенсации дефекта: «Вероятно, что человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически».

Самое главное заключение теории гласит о важности работы с детьми. Работать с первичным дефектом просто необходимо. Если упустить момент в детстве проблема будет нарастать, как снежный ком. При детском несформированном мозге невозможно дальнейшее его нормальное развитие без проработки и решения проблемы первичного дефекта.

Опираясь на концепцию Л. С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта и предупреждается появление вторичных отклонений в речевом и психическом развитии.